Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

Дата: 6 сентября 2014 в 12:35, Обновлено 1 декабря 2016 в 21:50

 

Система работы  пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

       Зачисление на ПКПП  с 1 сентября учебного года, количество воспитанников -  24, возраст – с 5 до 7лет. Углубленное обследование - до 15 сентября проводит учитель-дефектолог детского сада. Дети формируются в группы и подгруппы, составляются расписание занятий, планы коррекционной работы, согласно которым, дети занимаются 2 раза в неделю, по 15-20 минут. Работа дефектолога направлена на решение следующих задач:

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование звукового анализа и синтеза;

- развитие фонематического слуха;

- формирование грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики, психических процессов, временной и пространственной ориентировки.

Помощь родителей – необходимое условие успешной работы не только по развитию речи ребёнка, но и всех познавательных процессов. Специалист ставит звуки, воспитатели и родители принимают активное участие в их автоматизации: не так сложно уделить 10 – 15 минут для общения с ребёнком. Выполнение интересных и простых заданий, игровых упражнений помогут закрепить материал по развитию грамматических категорий, связной речи, словаря, и т.д. Для этих целей у нас ведутся тетради взаимодействия дефектолога с родителями, где Вы и найдёте необходимые для ребёнка задания.  По всем возникающим вопросам обращайтесь за консультацией.  Время работы учителя-дефектолога с родителями – по средам  с 16.00 до 17.00 (либо по договорённости).

Помните, грамотная и правильно сформированная речь – показатель умственного развития, залог успешного обучения в школе.

 

Для Вас, родители!

Вы уже поняли, что вашему ребенку нужна помощь логопеда.

Родители часто спрашивают, сколько  потребуется времени, чтобы добиться желаемого результата. Точно ответить на такой вопрос нельзя, потому что каждый ребенок оригинален и зачастую непредсказуем. Возможно, прогноз будет ясен после обследования или нескольких занятий. К примеру, звук "Р" у одного ребенка можно выправить за одно - два занятия, а у другого - за несколько месяцев.  И дело вовсе не в квалификации логопеда. Дело пойдет медленнее при:

-  нарушениях тонуса мышц,

- аномалиях строения ротового аппарата,

- в тех случаях, когда родители не делают домашние задания (сформированный на уроке с логопедом навык нестойкий и необходимо повседневное подкрепление).
           По желанию Вы можете посетить занятие. После занятия не стесняйтесь спросить, для чего применялось то или иное упражнение или игра, каких целей добивался логопед.            Если вы заметили в своем чаде хоть небольшое изменение, непременно отметьте это. Ведь каждая новая победа малыша очень значима, у нее есть причина и объяснение. Наблюдайте за ребенком, записывайте его достижения.

Настройтесь на серьезную работу.
Возможно, вам будет дано домашнее задание, не поленитесь его добросовестно сделать
Если велено что-нибудь раскрасить или нарисовать, пожалуйста, не делайте это вместо ребенка. Пусть малыш выполнит задание как может, вы же не собираетесь выставлять его работу на конкурсе знаменитых мастеров. Если малыш категорически не хочет делать задание, или у него (Вас) что-то не заладилось, оставьте все как есть. На очередном занятии расскажите логопеду, что именно не задалось. Попросите специалиста показать, как выполнять задание, обратите внимание, какими способами он заинтересовывает ребенка и оказывает помощь.
           Не возлагайте всю ответственность за итоги обучения на логопеда, ведь многое зависит и от ваших стараний. Прислушивайтесь к советам, перенимайте методы работы, читайте специальную литературу, упражняйтесь с ребенком самостоятельно. Если вам кажется, что подвижки минимальны или занятия проходят впустую, обсудите это с логопедом, посетите других специалистов (психолога, психоневролога и т.п.).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
или возрастные показатели развития речи

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и «служит активным, могучим средством всестороннего развития личности ребенка».

Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а, следовательно, и его личность в целом, что повлияет и на успешное обучение  в школе. Ребенок не рождается со сложившейся речью.

Активная речь проходит несколько этапов развития. Самое первое проявление речи ребенка – крик.

Первый год жизни

2-3 мес. – появляется гуление.  Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.

3-4 мес. – появление лепета.

Произносит серии одинаковых слогов. (ба-ба-ба, па-па-па-па)

9-11 мес. – подражает звукам речи взрослых, эмоциональное общение.

11-13 мес. – появляется осознанное употребление слов.

1 год – запас слов не одинаков от 2-3 до 15-20.

Используют в речи упрощенные слова.

Звукопроизношение. Для разных национальностей в этот период дети произносят одинаковые звуки.

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью.

Второй год

До 1г.6мес. фразовая речь отсутствует.  Используют слова-предложения: БИ-БИ (просит машину)

1г.10мес. использует двух-трехсловные предложения.

Фразы ребенок начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает 40-60 слов.

Упрощенное произнесение слов (КО – МОЛОКО), облегченные слова (БАЙ-БАЙ вместо СПАТЬ).

Третий год жизни

Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. В словаре больше существительных, начинает использовать слова называющие свойства, качества предметов (КРАСНЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СЛАДКИЙ, ПЛОХОЙ). Малыш способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке. Воспринимать простые по сюжету сказки.

Слоговая структура нарушена в произнесении многосложных слов.

Начинает согласовывать прилагательные с существительными (большой дом).

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение. В процессе игры  сопровождает свои действия словами.

Четвертый год

Ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности.

Постоянные вопросы: - Что это? Как называется? Зачем? Куда?

Но  внимание недостаточно устойчивое, поэтому ребенок не всегда выслушивает ответ до конца.

Но в общем речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других речь далека от совершенства.

Звукопроизношение. Отсутствуют  шипящие Ш – С  (шапка – сапка), Ж – З (жук – зук), Щ – С (щенок – сенок), Ч – Ц (чай – цай – сяй).

К концу 4 года жизни словарный запас 1500 – 2000 слов.

Идет овладение грамматическим строем языка (использует предлоги, местоимения, наречия, числительные)

У некоторых детей появляются Л,Р

Пятый год жизни

Малыш устанавливает простейшие связи и точно отражает их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Большинство детей к 5 годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, Л, Р, отчетливо произносят многосложные слова.

Возрастает речевая активность. Возможны грамматические ошибки в употреблении предложений со сложной структурой, использование сложных предлогов (из-за, из-под), согласование существительных с числительными.

 

 

6-7 ГОД ЖИЗНИ

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова и слова насыщенные сочетаниями звуков.

К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы.

Признаки речевого нарушения:

- к концу 1 мес.    никогда не кричит перед кормлением.

- к концу 4 мес.    не гулит и не улыбается, когда с ним заговаривают.

- к 7 мес.       не узнает голоса близких.

- к концу 9 мес.    нет лепета, не может повторять за взрослым звукосочетания.

- к 1 году     не может выполнить простейшие просьбы «покажи», «принеси»

- к 2 годам     не может показать части тела, которые называет взрослый. Не узнает близких на  фотографиях

- 2,5 года      не понимает разницу между словами БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ

- 3 года       не понимает короткие стихи, сказки, не пытается их пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя.

- 4 года     не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

ВАЖНО! 

Главное условие для формирования красивой, правильной речи  у малыша - речевая среда (общение).  Речь взрослых должна быть образцом  для подражания: четкой, внятной, хорошо интонированной, выразительной.

 

УСПЕХОВ ВАМ!!!

Помогаем ребенку развить правильную речь

      Ожидание ребенка ставит перед родителями множество задач, среди которых решение вопросов, связанных с развитием ребенка, в том числе с речевым. Многочисленные журналы и книги содержат разнообразные сведения о методиках раннего развития и пр., которые и пытаются с первых дней жизни "апробировать" на своем малыше современные мамы и папы. При этом многие родители забывают о тех моментах взаимодействия, которые определены ежедневным общением мамы и ребенка.

       Первым и наиболее важным условием и способом развития речи является речевое общение взрослых с ребенком с самых первых дней его жизни. Всякое действие с ребенком желательно сопровождаться речью. В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная. Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.

Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Один из приемов развития детской речи, который очень нравится детям - это рассказывание. Рассказывайте детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывайте и сказки, читайте стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходимо, чтобы ребенок, слушая рассказчика, удобно сидел и хорошо видел его лицо. Ничто не должно мешать ребенку слушать.

Рассказывание рекомендуется сопровождать рассматриванием картинок. Это хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Хорошо иметь дома наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное дерево, дом и т.д.). Одну и ту же картинку можно показывать много раз, и каждый раз ребенок будет находит в ней что-то новое, привлекательное, а затем сам станет с удовольствием рассматривать новые картинки. Не надо только заставлять ребенка рассказывать, что на ней нарисовано. Захочет он рассказать - прекрасно, если нет - родители могут сами сочинить краткий и ясный рассказ, который ребенок слушает, а потом сам повторяет.

Одно из лучших средств развития речи и мышления детей - игра. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя. Очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Ребенок, со слов взрослых, способен запомнить и воспроизвести наизусть слышимое. Для этого необходимомногократное повторение речевого материала.

Важный способ развития детской речи - декламация и пение, сопровождаемые музыкой. На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки - это также существенный показатель развития их мышления, памяти и конечно же речи, причем речи образной, эмоциональной.

Чтение книжек также является средством развития речи и мышления ребенка. Это увлекает и нравится ему, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, "читать" ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком. Им доступны и интересны такие русские сказки, как "Колобок", "Три медведя", "Машенька и медведь", "Волк и семеро козлят" и др. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга.

Ознакомление детей с окружающим миром способствует развитию речи и мышления ребенка. Важно обращать внимание малыша на предметы и окружающую его жизнь, беседовать об этом. Как придумать тему для беседы? Да ничего придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое теперь привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко. Говорить с ребенком надо понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.

Все что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть ему хорошо известны. Наоборот, время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, добавлять что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке, то есть в новом ребенок должен увидеть уже знакомое ему.

Желаем успеха Вам и вашему малышу!

 

 

 

Занимаемся с ребенком дома.
Практикум для родителей
по организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с ребёнком
в домашних условиях

Развитие речи дошкольника - одна из важных задач воспитания и развития. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания.

Для того, чтобы ребёнок научился хорошо говорить, необходимы некоторые условия. Во-первых, у него должен быть стимул для проявления речевой активности (ваш вопрос, ваша просьба о чём-то рассказать). Во-вторых, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды.

Задачей взрослых является формирование у детей внимания и интереса к речи окружающих людей, собственной

 устной речи и стимулирование интереса к совершенствованию своей речи.

Не стоит забывать, что залогом адекватного понимания речи окружающих и формирования правильного звукопроизношения является развитие фонематического слуха. С этой целью можно предложить ребенку поиграть в следующие игры "Скажи как я", "Эхо", "Попугай". Также дома можно использовать и фонетические игры, которые способствуют формированию фонематического слуха, развивают мыслительную деятельность, способствуют автоматизации поставленных звуков. Например:

• взрослый предлагает ребёнку о

пределить в словах первый звук и заменить его на звук "р":
ножки - рожки, коза - роза, ложь - рожь и т.д.;

• "Узнай слово" - взрослый даёт установку, что в словах пропал звук, вместо произнесения звука взрослый делает хлопок в ладоши, ребёнок называет слово:
Помидо_ , забо_, Его_, топо_.

Использование игровых предметов, делает игры более эмоциональными. Например, поймай мяч, если в слове услышишь звук "л": "ложка, кошка, рожки, ложки" и т.д.

Привлекательными для ребенка являются скороговорки, которые помогают учиться внятно, отчётливо проговаривать слова, тренируют память. Скороговорки необходимо проговаривать несколько раз с увеличением темпа:

У ежа и ёлки иголки колки.
У Лёни и Лены нет ни капли лени.

Если слово для ребенка непонятно, то слово следует разъяснить, растолковать с помощью других понятных (знакомых) ему слов. Так, в словаре С. Ожегова слово "ка-та-ва-си-я" толкуется как беспорядок, суматоха. Объясните это слово, используя стихотворение С. Погореловского "Что сделал кот Вася":

Так спросил у озорного кота Васи я : 
-Что же значит это слово: 
КА-ТА-ВА-СИ-Я ? 
Кот весьма любезен был. 
Объяснил наглядно: 
Всю посуду перебил 
И спросил: - Понятно?

Порассуждайте над содержанием стихотворения. Приведите примеры из своего опыта.

Используйте словесные игры "Угадай, что задумал?". Например, взрослый говорит о слове, что он задумал.

Это лиственное дерево с белой кор

ой... Что это? 
Загородный дом для отдыха… Что это? 
Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе… Что это?

Такие упражнения способствуют уточнению и активизации словарного запаса детей, активизируют мышление. Очень важно придавать играм дух соревнования. Поэтому, можно использовать тематические игры: "Кто больше назовёт слов, обозначающих древья (овощи, грибы, фрукты, птицы".

Существует довольно много словесных игр, направленных на обогащение словарного запаса ребенка. Приведем несколько примеров. Например:

Для активизации прилагательных в речи полезно проводить с детьми словесные игры "Подбери побольше слов-описаний".

Огурец какой? (цвет, форма, ве

личина, вкус, аромат) 
Груша какая? 
Мороженое какое?

Можно подобрать загадки, содержащие набор определений. Например:

Круглый, красный, мягкий, сочный, кислый -

(помидор)

Играть можно и на кухне:

- Сок из моркови, какой сок? 
- Салат из капусты, какой сал

ат? 
- Суп из грибов, какой суп?

Существуют игры на активизацию глагольного словаря. Например, "Я умею...", "Кошка может...".

Словесные игры на употребление предлогов достаточно сложные, но интересные для дошкольников. Следует обратить внимание на речевые возможности ребенка, на подбор иллюстративного или игрового материала.

Для маленького ребенка задания подбираются исходя из его жизненного опыта и частотности упо

требления предлогов в практике речевого общения: мишка НА стуле, книга НА столе, игрушки В коробке, голубь ПОД крышей, воробей НА ветке, машина У дерева, рога у коровы, люди В троллейбусе. Также не следует забывать о предлогах ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ и пр.

Предлагая детям игры на подбор слов, противоположных по значению, мы предупреждаем появление у них логических ошибок при сравнении предметов, явлений о

кружающей действительности:

Мальчик - девочка 
Горький - сладкий 
Тонкий - толстый

Страус большая птица, а воробей ... 
Днём светло, а ночью ...

Если ребенок 

имеет трудности с проговариванием длинных сложных слов, то есть слов сложной слоговой структуры можно "прошагать", "отхлопать" по слогам: ра-ду-га, ме-тро-по-ли-тен, ми-ли-ци-о-нер, ак-ва-ри-ум.

Иногда даже не стоит специально подбирать игры и упражнения для развития речи ребенка. Можно использовать любую жизненную ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

Это интересно...

Специалистами доказана тесная связь пальцевой моторики с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому целесообразно играть с ребенком в игры, предполагающими развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, с речевым сопровождением. Например:

Мы капусту рубим, (ребром ладони постучать по столу) 
Мы морковку трём (движение сжатым кулаком как по тёрке). 
Мы капусту солим (пальцы собраны в пучок). 
Мы капусту жмём

 (сжимать кисти рук).

Помните...

Взрослый может подсказать ребёнку необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребёнку и научиться внимательно его слушать, не торопя, не перебивая.

Список литературы 
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль: Академия развития, 1998 
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992 
Ткаченко Т.А. Физминутки для развития пальцевой моторики. - М.: Гном и Д, 2001

 

 

Учите детей читать правильно!

В настоящее время специальных методик обучения чтению бесчисленное множество... Одни методики начинают «обучение» с букв. Но ребенок с трудом будет понимать, как буквы соединяются в слоги. Благодаря другим ребенок рано научается читать целыми словами. И опять-таки, переступив порог школы, ребенку тяжело будет понять, как делить слова на слоги и нужно ли это вообще. Наиболее верный способ обучения детей чтению – чтение по слогам. Необходимо с самого начала стремиться к тому, чтобы единицей чтения был слог, а не буква. Благодаря такому способу обеспечивается плавность и правильность чтения. Пусть поначалу ребенок долго будет «тянуть» первую букву слога, но важно, чтобы он не останавливался после нее, а слитно прочел все буквы слога.

Важно!

 
  • На протяжении всего периода обучения звуки и соответствующие им буквы произносятся одинаково - так, как звучит звук. Не следует давать названия букв, никаких «эм», «эн», «пэ» и т.п.
  • Не путать понятия «звук» и «буква». Звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем.
  • Первую букву тянем, вторую произносим коротко (ммма)
  • Объясняя, как слова разделяются на слоги, предложите ребенку приставить руку к подбородку и произнести слово: сколько раз открылся рот - столько слогов.
  • Учите выделять звук в начале, середине и конце слога, а затем и слова.
  • Расскажите ребенку о «гласных» и «согласных» звуках. Здесь зеркало выступит помощником: пусть ребенок произнесет звук и посмотрит, что 
  • происходит с губами, зубами, языком (если «гласный» звук, то воздух проходит свободно; если «согласный» - воздух встречает преграду - язык, губы или зубы).
  • Если у ребенка нет желания читать, не нужно его заставлять это делать. Так у него может пропасть интерес к чтению.
  • Читать следует каждый день, постепенно увеличивая длительность занятий. Но как только ребенок устает, чтение прекращайте.

Список литературы 
1. Вренева Е.П. 16 вопросов логопеду // Здоровье детей. – 2008. – № 1. – С. 35 – 41 
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – С. 32. 
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и пис

ьма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – С. 286. 
4. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007.- С. 192.

 

 

Артикуляционно-мимическая гимнастика

Для правильного произношения звуков речи, полноценного звучания голоса, четкой дикции необходимы точные и координированные движения органов речи. Так, при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики тренируются мышцы нижней челюсти, губ, языка, глотки, мягкого неба, мимические мышцы.

Все упражнения выполняются перед зеркалом в спокойном темпе, без усилий. Следует избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц!)

Упражнения для мышц лба

  • Нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»
  • Удивленно-радостно вскинуть брови: «А-а!»

Упражнения для мышц глаз

  • Зажмуриться - «распахнуть» глаза
  • Поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз
  • Спокойно закрывать и открывать глаза

Упражнения для щек

  • Надувать щеки
  • Втягивать щеки
  • Перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щеки)

Упражнения для губ

  • Улыбнуться («и-и-и»)
  • Сложить губы в трубочку («у-у-у»)
  • Двигать губами от правой щеки к левой
  • Двигать губами по кругу

Упражнения для языка

  • Расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»)
  • Пощелкать языком
  • Вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»)

Изобразить:

  • Как ешь сладкую конфету
  • Как ешь кислый лимон
  • Как пьешь соленый чай
  • Ужалила пчела. Как больно!

Список литературы

  • Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  • Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.- М.: Академия, 2003. – 208 с.
  • Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2001. – 64 с.
  • Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

 

 

Голосовая гимнастика

Голос – один из компонентов речи. Совместно с дыханием и артикуляцией голос служит внешнему оформлению мысли.

Голосовая гимнастика затрагивает такие качества голоса, как: сила, высота, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе.

Сила – умение давать голос тихо, средне, громко, т.е. умение варьировать в зависимости от условий коммуникации. Важно учить ребенка говорить громко, но не «крикливо»!

Высота – движение голоса вверх и вниз; создает мелодику тона и окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли.

Длительность – продолжительность звучания; придает выносливость, которая позволяет выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Тембр – цвет голоса, именно по тембру мы узнаем голоса знакомых людей.

УПРАЖНЕНИЯ

  1. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть, произнося каждый раз новый гласный:

«А» – руки вверх.

«О» – руки кольцом перед собой.

«У» – руки рупором.

«Ы» – руки овалом впереди.

«Э» – руки овалом сзади.

  1. Стоя, разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить звук «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
  2. Сидя или стоя, считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса: от громкого до тихого, представляя, что спускаешься с верхнего этажа и наоборот.
  3. Произносить звук «А», изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается». Так же с другими гласными.
  4. Самолет идет на взлет - произносить низким голосом, руки опущены: «У». Самолет летит, в нем мотор гудит - высоким голосом, руки в стороны: «У». Самолет садится - низким голосом, руки опущены, присесть: «У».
  5. Плавно соединить руки округло перед собой и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же со слогами и словами.
  6. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 секунд.

Список литературы

  • Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - М: Просвещение, 1973. – 151 с.
  • Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.
  • Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
  • Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.